Анализ причин низкой частоты и качества оказания первой помощи пострадавшим в ДТП водителями транспортных средств

Анализ причин низкой частоты и качества оказания первой помощи пострадавшим в ДТП водителями транспортных средств

Лысенко К.И., Дежурный Л.И., Халмуратов А.М.

Резюме.

Представлены результаты исследования причин влияющих на низкую частоту и качество оказания первой помощи пострадавшим в ДТП водителями транспортных средств. Рассмотрены недостатки в нормативно-правовых актах, определяющих оказание первой помощи водителями. Приведены результаты обследования автошкол и учебно-производственных комбинатов, демонстрирующие качество обучения кандидатов в водители  правилам оказания первой помощи. Представлены результаты изучения качества производимых в Российской Федерации аптечек первой помощи (автомобильных).

Значение оказания первой помощи пострадавшим в ДТП доказано многочисленными исследованиями, причем фактор времени является ключевым. Первыми участниками оказания помощи пострадавшему являются очевидцы, водители или пассажиры. Эти люди, как правило, не имеют медицинского образования, но оказываемая ими первая помощь является крайне важной, так как позволяет устранить угрожающие жизни нарушения. Одной из важнейших групп потенциальных участников оказания первой помощи пострадавшим в ДТП являются водители транспортных средств. Особое внимание к этой группе связано с несколькими причинами. Во-первых, водители могут быть непосредственными участниками ДТП и могут сами пострадать. Поэтому для них, в отличие от других участников, актуальными являются вопросы самопомощи. Во-вторых, будучи участниками или свидетелями ДТП водители являются самыми первыми, кто может устранить поражающие факторы и ранние осложнения травмы. В-третьих, это самая массовая группа участников (десятки миллионов человек). Учитывая это, даже минимальное участие их в оказании первой помощи пострадавшим суммарно может дать значительный медицинский, социальный и экономический эффект.

Кроме того, водители являются самой неорганизованной группой участников оказания первой помощи (люди различных возрастов, специальностей, с различным образованием и т.д.). Знания по первой помощи для них являются непрофессиональными и вероятность участия их в оказании первой помощи невысока. Поэтому все вопросы первой помощи для них должны быть абсолютно четкими, недвусмысленными, простыми и понятными.

В Правилах дорожного движения, в «Законе о безопасности дорожного движения» есть упоминания об оказании первой помощи, водители обучаются правилам оказания первой помощи в автошколах, автомобили оснащены аптечками. Однако данные статистики показывают, что в России при ДТП оказание первой помощи встречается значительно реже, чем можно было бы ожидать.

Так сотрудниками ГИБДД первая помощь оказывается только лишь в 0,2 − 0,7% случаев [Г.М. Петров, 2000], а водителями автотранспорта в 7 − 8% случаев [Л.И. Герасимова, С.В. Смирнов, 2000; А.Д. Пугачев, 1990], в то время как неотложные мероприятия требуются не менее чем у 65% пострадавших [Н.П. Пахомова, В.Г. Троицкий, 2001].

Цель исследования состояла в выявлении и анализе  причин, приводящих к низкой частоте и качеству оказания первой помощи водителями транспортных средств.

Для этого были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП водителями автотранспортных средств.

2. Провести экспертную оценку современного состояния системы обучения водителей автотранспортных средств правилам оказания первой помощи.

3. Изучить факторы, влияющие на доступность и качество аптечек первой помощи (автомобильных).

Важным условием оказания первой  помощи является адекватное нормативно-правовое регулирование.

Для определения адекватности и достаточности нормативно-правовой базы для регулирования вопросов оказания первой помощи водителями транспортных средств была изучена вся действующая нормативная документация Российской Федерации. Исследование производилось формально-юридическим методом. В результате было отобрано около 1300 документов, имеющее возможное отношение к первой помощи. После детальной проработки осталось 15 документов, имеющих отношение к проблеме оказания первой помощи пострадавшим в ДТП водителями транспортных средств.

В вышеуказанных документах для обозначения помощи, оказываемой водителем транспортного средства применяются термины «Доврачебная медицинская помощь» «Первая помощь», «Первая медицинская помощь», «Первая доврачебная помощь», «Первая само- и взаимопомощь» «Первичная медицинская помощь» и др., что приводит к путанице понятий и к несоответствию этих нормативных документов друг другу.

Действующие правовые нормы не определяют права водителя по оказанию первой помощи: нет прямого указания на их обязанность оказывать первую помощь, не определена ответственность за ее неоказание, отсутствуют нормы, определяющие юридическую защиту водителей в случае гибели пострадавшего в процессе оказания первой помощи или возникновения у него осложнения.

Основным документом для водителя, являются Правила дорожного движения.

В настоящее время действуют Правила (утвержденные 23 октября 1993 г. Советом Министров – Правительством РФ Постановление N 1090).

В п.2.5. правил говориться: «При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

…принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", …».

Законодатель не дает расширенного толкования «возможных мер для оказания доврачебной медицинской помощи». Невозможно определить, что включает в себя данное понятие.

Рассмотрим, какой смысл закладывается в понятие доврачебная помощь. Исходя из того, что после этой формулировки идет требование вызвать скорую помощь, речь идет не о фельдшерских бригадах скорой помощи. Тогда это могли бы быть сами водители или очевидцы, либо сотрудники служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП.

Однако данный термин содержится в Федеральном законе РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года, Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года).

Закон содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории Российской Федерации. В соответствии с п.п. 96 настоящего закона лицензированию подлежит медицинская деятельность. Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Положение «О лицензировании медицинской деятельности» от 22 января 2007 г. N 30, которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

«…Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению».

Положение содержит в себе ряд требований необходимых для получения лицензии. Во-первых, соискатель лицензии должен быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. То есть, физическое лицо заниматься медицинской деятельностью не имеет права. При этом у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) должно быть высшее (среднее - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессиональное (медицинского) образование, послевузовское или дополнительное профессиональное (медицинское) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Кроме того, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 323 утвержден Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической и других видов медицинской помощи.

В соответствии с п.2.  Приказа Минздравсоцразвития России от 13 октября 2005 г. N 63 "Об организации медицинской помощи" Доврачебная, амбулаторно-поликлиническая и другие виды помощи организуются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Исходя из этого, термин «доврачебная медицинская помощь» неприменим для обозначения помощи оказываемой ни водителями, ни сотрудниками служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП. Он вводит в заблуждение и не позволяет адекватно готовить нормативные и другие документы по первой помощи.

Альтернативой могли бы быть термины первая помощь или первая медицинская помощь. Разберем возможность их применения.

В Основах законодательства о Здравоохранении РФ в статье 37.1. дано определение видов медицинской помощи.

Это: 1.Первичная медико-санитарная помощь (лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинская профилактика важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства).

2.Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях).

3.Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам медицинским персоналом амбулаторно-поликлинических учреждений муниципальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства.

4. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Также в ст. 37.1 прямо говорится, «Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях,… …получивших лицензию на медицинскую деятельность.

Таким образом, использование термина «Первая медицинская помощь» для обозначения помощи, оказываемой водителями и сотрудниками служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП неприемлемо, так как тогда пришлось бы признать, что «Первая медицинская помощь» не является видом медицинской помощи.

Поэтому нами предлагается использовать термин «Первая помощь», тем более что действия на месте происшествия шире, чем только медицинские, и включают извлечение пострадавшего, тушение горящей одежды, вызов скорой помощи и многие другие немедицинские действия. Кроме того, изучение терминологии применяемой в зарубежных странах для обозначения помощи, оказываемой пострадавшим лицами, не имеющими медицинского образования, показало, что термин «медицинская» для обозначения этого вида помощи не применяется

Рассмотрим теперь аспекты обучения водителей правилам оказания первой помощи.

Получить знания и навыки по оказанию первой помощи водитель должен в автошколе, что является обязательным при подготовке к получению водительских прав. С 2009 года обучение производится по Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 25 сентября 2008 года «Примерным программам подготовки водителей транспортных средств категорий "A", "B", "BC", "C", "D", "BE", "CE", "DE"», содержащим новую, скорректированную, 24-часовую программу подготовки по первой помощи.

Было проведено исследование в 128 автошколах, учебно-производственных комбинатах и т.п. направленное на изучение проведения подготовки кандидатов в водители по вопросам оказания первой помощи. Исследование показало низкое качество как теоретической, так и практической подготовки. Связано это с отсутствием адекватной нормативной базы, а также с тем, что вопросы оказания первой помощи, не являясь специальными, преподаются по остаточному принципу. Практические навыки не отрабатываются в связи с отсутствием специальных манекенов и тренажеров. Изучение профессиональной подготовки преподавателей автошкол по вопросам первой помощи показало его низкий уровень. Большинство преподавателей не имело подготовки по навыкам преподавания, а также профессиональной переподготовки по вопросам неотложной помощи и сердечно-легочной реанимации. Поэтому в большинстве автошкол обучение сводилось к заучиванию правильных ответов на вопросы в экзаменационных билетах и тестах, и на это в лучшем случае отводилось 2-3 часа. В ряде автошкол занятия по первой помощи вовсе не проводились.

Низкий уровень подготовки в автошколах связан с тем, что основной мотивацией автошкол является подготовка водителя к сдаче экзаменов в ГИБДД и получение дохода. Подготовка идет по принципу минимальной достаточности, а так как экзамены в ГИБДД включают только тестовые вопросы, то только ответы на них и заучиваются.

Выходом из сложившейся ситуации может стать изменение формы приема экзамена по первой помощи в ГИБДД, как по теоретическим вопросам, так и по сдаче практических навыков. Это заставит и водителей и автошколы уделять этому вопросу больше внимания. Кроме того, сокращение программы обучения до срока не более 8 часов, как это принято в большинстве европейских стран, позволит добиться ее реального выполнения.

Рассмотрим теперь аспекты, связанные с оснащением транспортных средств аптечками первой помощи. В соответствие с Правилами дорожного движения запрещается эксплуатация автомобилей не укомплектованных медицинской аптечкой.

Приказом Минздравмедпрома России от 20 августа 1996 г. N 325 "Об утверждении аптечки первой помощи (автомобильной)" был утвержден новый перечень аптечки для оснащения транспортных средств.

Однако данные наших исследований показали, что число случаев оказания первой помощи при ДТП после вступления в силу приказа № 325 и оснащения автотранспорта аптечками достоверно не изменилось. Для изучения возможности оказания первой помощи с использованием аптечек первой помощи (автомобильных), было произведено исследование состава и качества доступных автомобильных аптечек. Для этого в аптечной сети, на авторынках и в автомагазинах были приобретены аптечки большинства Российских производителей, всего более 20 вариантов. Исследования показали, что аптечки в большом числе случаев малопригодны для эффективного оказания первой помощи. Фирмы, производящие аптечки, с целью снижения себестоимости используют для их комплектования наиболее дешевые и зачастую не пригодные для эффективного оказания первой помощи устройства и медикаменты. Некоторые элементы определенные 325-м приказом Минздравмедпрома России в аптечках просто отсутствуют. Другие самостоятельно заменены производителем на более дешевые, и, по сути, не являющиеся аналогами. Например, таблетки валерианы вместо корвалола, нитросорбид вместо нитроглицерина. Вместо флаконов с зеленкой и аммиаком аптечки комплектуются ампулами. Вкладываемые в большинство аптечек ножницы имеют крайне низкое качество, малые размеры и не способны резать ни ткань, ни бумагу.

Для комплектования используются дыхательные устройства, не имеющие ни инструкции по эксплуатации, ни маркировки, ни сведений о производителе и вообще не пригодные для эксплуатации.

Вместо жгута используются 30-ти сантиметровые куски жгута Эсмарха, резиновой трубки или резиновой полосы, куски бинта Мартенса. В результате ряду производителей удается снизить себестоимость аптечки, и их оптовая цена может отличаться на очень небольшую сумму, всего на 20-30 руб., но именно эта разница  определяет выбор оптовых фармацевтических фирм и, соответственно, вероятность попадания аптечек в аптеку и потом к потребителю.

Одной из причин этого является то, что контроль  качества производимых аптечек реально прекращается после утверждения Технических условий, регистрации в Минздраве и получения сертификата соответствия. Фармацевтические фирмы и аптеки отслеживают только наличие сертификата качества и не вникают в реальный состав аптечки. Со стороны водителей контроль также отсутствует, т.к. многие из них покупают аптечку не для оказания первой помощи, а только лишь для прохождения технического осмотра и выполнения требования правил дорожного движения по оснащенности автомобиля. Поэтому, для водителя при покупке аптечки основное значение имеет ее цена и внешний вид, а не возможность оказать первую помощь.

Опрос водителей показал, что 78 % практически не представляют себе состав аптечки и не знают, как ею пользоваться. Из вышеизложенного следует, что в настоящее время водители ограничены в возможности купить качественную аптечку, и, соответственно, адекватно оказать помощь пострадавшему.

Выходом из создавшегося критического положения должна стать выработка четкой и последовательной концепции развития догоспитальной медицинской помощи. Необходимо разработать и принять единый для всех граждан Федеральный Закон о первой помощи, который должен определить терминологию, утвердить объем первой помощи, установить порядок и последовательность действий по ее оказанию, определить права и ответственность граждан по оказанию или неоказанию первой помощи и их юридическую защиту в случае неблагоприятного исхода или возникновения в ходе оказания первой помощи осложнений, а также другие аспекты. Закон должен стать основой для разработки и утверждения программ обучения и перечней аптечек для оказания первой помощи.

Кроме того, должны быть разработаны новые эффективные правовые и экономические механизмы, стимулирующие граждан и организации на подготовку и оказание первой помощи пострадавшим в ДТП.