Приложение 1

к Приказу Минздрава СССР

от 4 января 1983 г. N 3

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ ЭТАПНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ

ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

 

    1. Система организации этапного оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях предусматривает комплекс мероприятий, осуществляемых последовательно (поэтапно):

первый этап - оказание медицинской помощи на месте происшествия;

второй этап - оказание медицинской помощи в пути следования в лечебное учреждение;

третий этап - оказание медицинской помощи в лечебном учреждении.

    2. Первый этап - оказание медицинской помощи на месте происшествия.

Медицинская помощь на месте происшествия включает:

- оказание само- и взаимопомощи лицами, оказавшимися на месте происшествия (шофера автомашин и других транспортных средств, работники ГАИ, работники дорожных предприятий и др.);

- оказание медицинской помощи пострадавшим медицинскими работниками, вызванными для оказания медицинской помощи пострадавшим (бригада скорой медицинской помощи, фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов, врачи сельских участковых больниц и амбулаторий и другие).

Объем и характер помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, на месте происшествия зависит от уровня подготовки лиц, оказывающих эту помощь (т.е. лиц, не имеющих медицинского образования, и медицинских работников). Вместе с тем для всех является обязательным проведение следующих мероприятий:

- бережное извлечение и вынос из автомобиля или кювета пострадавшего, тушение горящей одежды и т.п., перенос его в безопасное место, защита от неблагоприятных метеорологических условий (холод, жара и пр.);

- наложение стерильной повязки на рану, иммобилизация переломов подручными средствами или специальными шинами;

- проведение мероприятий по устранению причин, угрожающих жизни пострадавшего (остановка наружного кровотечения давящей повязкой, а при значительных кровотечениях - наложение жгута);

- при нарушении дыхания и остановке сердечной деятельности очищение воздухоносных путей от их закупорки кровью, рвотными массами и др., проведение искусственного дыхания по методу "рот в рот" или "рот в нос";

- принятие мер к транспортировке пострадавших попутным транспортом до ближайшего лечебного учреждения, если нет условий для вызова скорой помощи или состояние больного не терпит отлагательств в госпитализации (шоковое состояние, острая кровопотеря и т.д.). При этом должны быть созданы условия для щадящей перевозки пострадавшего на имеющемся автотранспорте (подстилка, накрытие пострадавшего, удобное, по возможности, его положение и т.п.).

Медицинскими работниками на первом этапе пострадавшим в связи с дорожно-транспортными происшествиями проводятся, кроме указанных, следующие мероприятия:

- при западении языка - извлечение кончика языка из полости рта и фиксация его булавкой и бинтом к одежде, в таком положении, чтобы предупредить его западение;

- при остановке сердечной деятельности произвести непрямой массаж сердца, с одновременным проведением искусственного дыхания "рот в рот";

- для поддержания сердечной деятельности, восстановления дыхания и снятия болевого синдрома сделать инъекции соответствующих лекарственных препаратов;

- при сочетанных травмах (травма и ожог) провести необходимые мероприятия по защите пораженных частей тела (от ожогов) путем наложения противоожоговых повязок, или стерильных повязок, с предварительным наложением на место ожогов специальных противоожоговых мазей.

    3. Второй этап - оказание медицинской помощи пострадавшим в пути следования, при транспортировке их в лечебное учреждение.

При решении вопроса о транспортировке необходимо учитывать:

- состояние пострадавшего, тяжесть и характер полученных травм;

- вид транспортных средств, их пригодность для эвакуации пострадавших;

- расстояние до лечебного учреждения, куда транспортируется больной;

- возможность оказания необходимых реанимационных мероприятий во время транспортировки.

Объем медицинской помощи, оказываемой пострадавшему в пути следования в лечебное учреждение, определяется состоянием пострадавшего и направлен в основном на поддержание сердечной и дыхательной функций, проведение противошоковых мероприятий.

Объем и уровень оказываемой медицинской помощи пострадавшим в пути связан с тем, какими средствами транспортируется пострадавший (попутным транспортом, транспортом ГАИ, бригадой скорой медицинской помощи). Если больной транспортируется санитарным автотранспортом с наличием врача или фельдшера, то в пути следования должен проводиться весь комплекс мероприятий по восстановлению или поддержанию жизненно важных функций организма (переливание крови и кровезаменителей - при острой кровопотере и резком снижении артериального давления, дача кислорода, а при необходимости средств для наркоза (закись азота; фторотан и др.), применение искусственного дыхания при помощи портативного аппарата, в необходимых случаях применение дефибрилляции сердца и других мероприятий).

    Врач или фельдшер санитарной машины должен четко определить маршрут движения, исходя из главного принципа, - доставка больного по назначению, т.е. в то медицинское учреждение, где ему может быть оказана медицинская помощь в максимальном объеме.

    4. Третий этап - оказание медицинской помощи в лечебном учреждении.

Пострадавшие должны быть доставлены в лечебные учреждения, в которых им может быть обеспечено оказание квалифицированной медицинской помощи в полном объеме. Объем и характер медицинской помощи на III этапе оказывается в соответствии с видом травм, состоянием пострадавшего и возможностями лечебного учреждения, в которое доставлен пострадавший. В случае, если не представляется возможным обеспечить пострадавшему медицинскую помощь в необходимом объеме, следует либо вызвать консультантов соответствующего профиля, либо, если позволяет состояние пострадавшего, направить его в специализированное лечебное учреждение: отделение многопрофильной больницы, специализированный центр, как, например, при тяжелых ожогах. При направлении больных в другое лечебное учреждение главным требованием является выведение их из шокового состояния, восполнение потерь крови и тщательная иммобилизация переломов костей.

    Объем помощи пострадавшему в специализированном учреждении (центре) оказывается в зависимости от состояния пострадавшего.

    5. На всех этапах оказания медицинской помощи пострадавшим, но обязательно начиная со второго этапа, должна тщательно вестись медицинская документация с указанием характера и объема медицинской помощи, оказываемой пострадавшему на этом этапе, и мероприятия, проведенные на предыдущем этапе.

    6. Порядок выделения и закрепления лечебно-профилактических учреждений за участками автодорог и обозначение их дорожными знаками

    Для обеспечения оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в необходимом объеме проводится закрепление лечебных учреждений за участками автодорог государственного, республиканского и областного значения.

    Для закрепления определяются лечебные учреждения, в которых имеются соответствующие врачи-специалисты (травматологи или хирурги, подготовленные по травматологии, анестезиологии, реаниматологии, рентгенологии, с учетом особенностей детского возраста), имеются анестезиолого-реанимационное отделение, а также возможность для полноценного обследования и лечения пострадавших.

    Медицинская помощь пострадавшим детям при отсутствии детских хирургических (травматологических) отделений оказывается в соответствующих отделениях для взрослых.

    Больницы, в которых может быть оказана помощь пострадавшим при ДТП в необходимом объеме, должны быть расположены не более чем в 25 - 50 км друг от друга по направлению автодорог. Они обозначаются дорожными знаками "больница", указателем направления движения и расстоянием до больницы (в км).

    Больницы, выделенные для оказания помощи пострадавшим, должны быть соответствующим образом подготовлены, с этой целью:

- врачи указанной больницы и прежде всего врачи-хирурги и травматологи должны срочно пройти дополнительную подготовку по вопросам реанимации, лечению ожогов, оказанию помощи больным при повреждении костей черепа и позвоночника, в том числе с повреждением головного и спинного мозга;

- больница должна быть оснащена дополнительным оборудованием для проведения реанимационных мероприятий, а также оказания хирургической, травматологической и нейротравматологической помощи;

- в больнице должно быть обеспечено круглосуточное дежурство: рентгенлаборантов, клинических лаборантов, врачей (или медсестер) - анестезистов.

    В больницах, выделенных для оказания медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, особое внимание должно быть обращено на готовность приемных отделений для круглосуточного приема пострадавших.

    В указанных больницах машины скорой помощи, предназначенные для выезда на дорожно-транспортные происшествия, должны быть оборудованы необходимой медицинской техникой для проведения реанимационных мероприятий, как это изложено в п. 3 настоящего Положения.

    Закрепление больниц за участками автодорог должно проводиться с таким расчетом, чтобы максимальное плечо транспортировки пострадавших составляло не более 25 км.

    Кроме закрепленных больниц на дорогах устанавливаются и другие знаки, которые обозначают лечебно-профилактические учреждения, - знак "Пункт первой медицинской помощи" (6.1). Рядом с этим указателем должна быть нанесена информация о расстоянии до больницы, в которой может быть оказана медицинская помощь пострадавшим при ДТП в полном объеме, что должно быть обозначено на указателе дорожным знаком (6.2).

    Вопросы обозначения лечебных учреждений дорожными знаками должны быть согласованы с соответствующими органами внутренних дел (ГАИ).

 

Начальник Главного управления

лечебно-профилактической помощи

А.М.МОСКВИЧЕВ

 

 

Приложение 7

к Приказу Минздрава СССР

от 4 января 1983 г. N 3

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОМПЛЕКСНЫХ БРИГАДАХ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

1. В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и ликвидации их последствий при строевых подразделениях ДПС ГАИ создаются комплексные бригады.

2. Задачами комплексных бригад являются:

2.1. Оказание медицинской помощи пострадавшим при ДТП и другим участникам движения, нуждающимся в ней, в том числе информирование участников движения, в случае необходимости, о расположении закрепленных лечебных учреждений, маршрута следования, расстояния и времени их работы;

2.2. Выявление лиц, управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии:

2.2.1. с проведением предварительного освидетельствования подозреваемых лиц на наличие у них алкоголя в выдыхаемом воздухе с помощью индикаторных трубок "Контроль трезвости" по методу Раппопорта или с применением газоанализаторов смесей;

2.2.2. с последующим направлением выявленных в лечебное учреждение, проводящее экспертизу алкогольного опьянения.

3. В состав комплексной бригады включаются:

3.1. инспектор(а) ДПС ГАИ, медработник (врач, фельдшер) лечебно-профилактического учреждения <*>.

--------------------------------

<*> Медработники-водители (в т.ч. состоящие в обществе ДОАМ), другие медработники, входящие в секции медработников при ГАИ и включенные в комплексные бригады, могут входить в другие общественные формирования ГАИ.

 

4. Состав бригады (бригад) и график дежурств утверждается совместным приказом начальника строевого подразделения Госавтоинспекции и заведующего территориальным органом здравоохранения <*>.

--------------------------------

<*> Выделение инспекторов ДПС ГАИ и медработников проводится без увеличения штатной численности подразделений ДПС ГАИ и лечебно-профилактического учреждения.

 

5. Комплексные бригады располагаются в стационарных постах ГАИ или осуществляют работу в патрульных автомобилях ГАИ (спецавтомобилях ГАИ <*>).

--------------------------------

<*> ГАЗ-24-02 или РАФ-22036 для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП и эвакуации их в лечебные учреждения.

 

6. Количество создаваемых бригад определяется, исходя из конкретных условий (состояния аварийности на отдельных автодорогах, в особенности используемых для перевозки сельхозпродукции, аварийности по вине водителей ряда АТП, а также проводимых Госавтоинспекцией "операций" по безопасности дорожного движения).

 

Начальник Главного управления

лечебно-профилактической помощи

А.М.МОСКВИЧЕВ